Table of Contents Table of Contents
Previous Page  105 / 146 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 105 / 146 Next Page
Page Background

Актуальные проблемы в машиностроении

. Том 4. № 4. 2017

Материаловедение

в машиностроении

____________________________________________________________________

105

Наличие в химическом составе чугуна ЧМН-35М молибдена (0,6-0,9 %) и никеля (0,5-

0,8 %) приводит к стабилизации перлита и обеспечивает получение мартенсита в структуре

чугуна (рисунок 8), что положительно влияет на износостойкость, уменьшая износ [7,8].

Рис. 8.

Мартенсит в структуре чугуне ЧМН-35М

На основании сравнения результатов испытаний можно утверждать, что чугун ЧМН-

35М полностью соответствует эксплуатационным требованиям, предъявляемы к деталям,

работающим в условиях длительного циклического ударно-фрикционного воздействия.

Выводы

1. Исследование влияния концентрации легирующих элементов в чугуне ЧМН-35М

выявило зависимость влияние концентрации никеля и молибдена на твердость и

механические свойства разработанного материала. При уменьшении концентрации никеля

менее 0,5% снижается твердость и предел прочности, при увеличении концентрации выше

0,8% твердость и предел прочности существенно не изменяются. При уменьшении

концентрации молибдена менее 0,6% приводит к существенному понижению твердости и

предела прочности, при концентрации более 0,9 твердость повышается, а предел прочности

резко уменьшается за счет образования карбидов молибдена.

2. Исследование влияние легирующих элементов ЧМН-35М на структуру материала

выявило зависимость концентрации никеля и молибдена на характер микроструктуры

разработанного материала. Так ввод никеля от 0,5% до 0,8% и молибдена от 0,6% до 0,9%

способствует образованию мартенситной структуры, Появление мартенсита положительно

влияет на прочность и износостойкость.

3. При испытании на статический изгиб уровень прочностных свойств у

модифицированного чугуна марки ЧМН-35М выше, чем у серийного чугуна марки СЧ35:

разрушающее напряжение выше на 23-35%, предел общей текучести – на 30-33%, а

суммарная работа разрушения - в 1,5 раза

4. Проведены сравнительные фрактографические исследования разрушения чугунов

СЧ35 и ЧМН-35М. Механизм разрушения обоих чугунов одинаковый как в области

зарождения, так и в распространении трещины. Разрушение проходит по хрупкому

механизму с явным преобладанием межзеренного разрушения. Строение поверхности

разрушения в модифицированном чугуне существенно однороднее и размер фасеток скола

примерно в 1,5 раза мельче.

Список литературы

1.

Габец А.В., Марков А.М.. Габец Д.А.

Исследование свойств и разработка

эффективной конструкции опоры кузова вагона: монография. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ им.

И.И. Ползунова, 2016. – 83 с.