Table of Contents Table of Contents
Previous Page  104 / 146 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 104 / 146 Next Page
Page Background

Actual Problems in Machine Building. Vol. 4. N 4. 2017

Materials Science

in Machine Building

____________________________________________________________________

104

хрупкого скола. Размер фасеток в области зарождения и распространения трещины для

конкретной марки чугуна практически одинаковый.

Следует отметить, что в модифицированном чугуне строение поверхности

разрушения существенно однороднее и размер фасеток скола примерно в 1,5 раза мельче

(рисунок 7).

Рис. 7.

Излом образцов после испытаний на ударный изгиб (КСU):

а) чугуна СЧ35 б) чугуна ЧМН-35М

Проведен ряд сравнительных триботехнических исследований для установления

зависимости весового износа от длины пути в результате взаимодействия трущихся

поверхностей. В качестве испытательного оборудования используется машина трения

модели

2168 УМТ.

Исследования проводились с использованием специально изготовленных образцов,

представляющих собой пару «вал – колодка» [6]. Образцы в виде вала были изготовлены из

серийного серого чугуна марки СЧ35 и чугуна марки ЧМН-35М. В качестве контртела

выступают колодки, изготовленные из стали 20ГЛ, 30ХГСА и 09Г2С. Результаты

определения износостойкости (потери массы) «вала» и «колодки» представлены в таблице 5.

Анализ величин износа валов и колодок показывает, что износостойкость валов из

чугуна марки ЧМН-35М примерно в 1,5 раза выше, чем валов из чугуна СЧ35.

Таблица 5

Масса весового износа

№ Образец Материал

Коэффициент

трения

Масса весового

износа, гр.

Суммарный износ

пар трения, гр.

Опора кузова вагона - Колпак скользуна

1 Колодка

30ХГСА

0,11-0,13

0,12

1,13

Вал

СЧ35

1,01

2 Колодка

30ХГСА

0,10-0,12

0,05

0,56

Вал

ЧМН-35М

0,51

3 Колодка

20ГЛ

0,12-0,13

0,04

1,02

Вал

СЧ35

0,98

4 Колодка

20ГЛ

0,11-0,12

0,12

0,78

Вал

ЧМН-35М

0,66

5 Колодка

09Г2С

0,13-0,14

0,45

0,80

Вал

20ГЛ

0,35

6 Колодка

09Г2С

0,11-0,12

0,13

0,69

Вал

ЧМН-35М

0,56

а

б