Actual Problems in Machine Building. Vol. 4. N 4. 2017
Materials Science
in Machine Building
____________________________________________________________________
104
хрупкого скола. Размер фасеток в области зарождения и распространения трещины для
конкретной марки чугуна практически одинаковый.
Следует отметить, что в модифицированном чугуне строение поверхности
разрушения существенно однороднее и размер фасеток скола примерно в 1,5 раза мельче
(рисунок 7).
Рис. 7.
Излом образцов после испытаний на ударный изгиб (КСU):
а) чугуна СЧ35 б) чугуна ЧМН-35М
Проведен ряд сравнительных триботехнических исследований для установления
зависимости весового износа от длины пути в результате взаимодействия трущихся
поверхностей. В качестве испытательного оборудования используется машина трения
модели
2168 УМТ.
Исследования проводились с использованием специально изготовленных образцов,
представляющих собой пару «вал – колодка» [6]. Образцы в виде вала были изготовлены из
серийного серого чугуна марки СЧ35 и чугуна марки ЧМН-35М. В качестве контртела
выступают колодки, изготовленные из стали 20ГЛ, 30ХГСА и 09Г2С. Результаты
определения износостойкости (потери массы) «вала» и «колодки» представлены в таблице 5.
Анализ величин износа валов и колодок показывает, что износостойкость валов из
чугуна марки ЧМН-35М примерно в 1,5 раза выше, чем валов из чугуна СЧ35.
Таблица 5
Масса весового износа
№ Образец Материал
Коэффициент
трения
Масса весового
износа, гр.
Суммарный износ
пар трения, гр.
Опора кузова вагона - Колпак скользуна
1 Колодка
30ХГСА
0,11-0,13
0,12
1,13
Вал
СЧ35
1,01
2 Колодка
30ХГСА
0,10-0,12
0,05
0,56
Вал
ЧМН-35М
0,51
3 Колодка
20ГЛ
0,12-0,13
0,04
1,02
Вал
СЧ35
0,98
4 Колодка
20ГЛ
0,11-0,12
0,12
0,78
Вал
ЧМН-35М
0,66
5 Колодка
09Г2С
0,13-0,14
0,45
0,80
Вал
20ГЛ
0,35
6 Колодка
09Г2С
0,11-0,12
0,13
0,69
Вал
ЧМН-35М
0,56
а
б