Table of Contents Table of Contents
Previous Page  29 / 150 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 29 / 150 Next Page
Page Background

Актуальные проблемы в машиностроении

. Том 4. № 2. 2017

Инновационные технологии

в машиностроении

____________________________________________________________________

29

оси. К первой категории относятся такие способы как центробежное литье, литье

намораживанием, непрерывное литье с использованием дорнов [7]. Во вторую категорию

включены способы прессовой прошивки, сверления, и винтовой прокатки сплошной

заготовки [8].

В настоящее время в качестве основного способа получения осевого отверстия

применяется глубокое сверление чистовой сплошной оси. Сверление позволяет изготовить

качественное внутреннее отверстие постоянного диаметра, используемое для точного

ультразвукового контроля вагонной оси с возможностью проведения УЗК без демонтажа

колесной пары с вагона [9]. Оси, изготовленные с использованием сверления, находят

широкое применение в высокоскоростных поездах [10, 11]. Однако из-за своей высокой

стоимости на пассажирских и грузовых поездах такие оси не применяются.

Методика

НИТУ «МИСиС» совместно с АО «ВМЗ» и ПАО «Мотовилихинские заводы» в

настоящее время разрабатывает перспективную технологию производства полых вагонных

осей. В основе данной технологии лежит совмещение процессов винтовой прошивки для

получения отверстия в заготовке и радиальной ковки для изготовления черновой оси.

Винтовая прошивка характеризуется высокой проработкой макроструктуры за счет

активного тангенциального сдвигового смещения, формированием ориентации волокнистой

структуры, которая в условиях циклических нагрузок благоприятно влияет на

эксплуатационные свойства изделий, большей производительностью по сравнению с

другими способами формирования внутреннего отверстия [12].

Рис. 1.

Макростуруктура поперечного сечения толстостенной трубы

Использование прошивки является более предпочтительным в сравнении с

производством полых осей методом сверления. При сверлении разрезается сформированная

ковкой структура металла, что ведёт к уменьшению допускаемой осевой нагрузки. В то же

время прошивка позволяет получить внутреннее отверстие без разрушения волокнистой

структуры. Положительное влияние винтовой прошивки отмечено при изготовлении

экспериментальных железнодорожных колес из прошитых заготовок [13].

По разрабатываемой технологии в качестве исходной заготовки используется

сплошная заготовка квадратного или круглого сечения, полученная методом непрерывного

литья. Непрерывнолитую заготовку передают на радиально-ковочную машину и куют с

минимальной степенью укова 3 для достижения необходимых механических свойств, макро-

и микроструктуры [14]. Полученную поковку круглого сечения прошивают на стане

винтовой прокатки в особотолстостенную гильзу и калибруют, а затем профилируют на РКМ