Актуальные проблемы в машиностроении
. Том 4. № 2. 2017
Материаловедение
в машиностроении
____________________________________________________________________
113
УДК 519.237: 669.018.25
ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ И СВОЙСТВ МЕТАЛЛА, НАПЛАВЛЕННОГО
ПОРОШКОВОЙ ПРОВОЛОКОЙ СИСТЕМЫ Fe-C-Si-Mn-Cr-Mo-Ni-V-Co
А.И. ГУСЕВ, аспирант
Н.А. КОЗЫРЕВ, доктор техн. наук, профессор
Н.В. КИБКО, канд. техн. наук
М.В. ПОПОВА, доктор техн. наук, профессор
Р.Е.
КРЮКОВ
, канд. техн. наук
(СибГИУ, г. Новокузнецк)
Козырев Н.А.
– 650007, г. Новокузнецк, ул. Кирова, 42
Сибирский государственный индустриальный университет,
e-mail: Kozyrev
_ na@mail.ruИзучено влияние изменения химического состава порошковой наплавочной
проволоки системы Fe-C-Si-Mn-Cr-Mo-Ni, используемой при наплавке узлов и деталей
оборудования и механизмов, на структуру и свойства наплавленного слоя. В лабораторных
условиях были изготовлены образцы порошковых проволок с использованием
соответствующих порошкообразных материалов и пыли газоочистки алюминиевого
производства в качестве углеродфторсодержащего материала. Использовали следующие
методы исследования: определение химического состава наплавленного металла, измерение
его твердости и скорости истирания, металлографический анализ, заключающийся в
определении величины зерна, размера игл мартенсита, загрязненности неметаллическими
включениями.
Металлографические исследования показали, что уменьшение содержания углерода в
наплавленном слое до 0,19-0,2% при одновременном изменении содержания хрома, никеля,
молибдена и других присутствующих в его составе элементов, способствует укрупнению игл
мартенсита и увеличению размера бывшего зерна аустенита.
В результате оценки загрязненности наплавленного слоя неметаллическими
включениями установлено присутствие оксидных неметаллических включений, в частности
силикатов недеформирующихся и оксидов точечных.
Ключевые слова: с
варка, флюс, шлак, порошковая проволока, наплавка,
микроструктура, твердость, износостойкость.
Введение
Разработка материалов и использование технологии восстановления, значительно
повышающих износостойкость рабочих поверхностей механизмов машин горного
оборудования, испытывающих абразивное и ударное изнашивание при эксплуатации,
является важной задачей. К наиболее перспективным методам восстановления относиться
использование наплавки порошковой проволокой на изнашивающиеся поверхности деталей.
В связи с этим в нашей стране и за рубежом ведётся разработка и изготовление специальных
наплавочных порошковых проволок [1-14]. Широкое распространение для наплавки
абразивно-изнашивающихся изделий получили наплавочные проволоки систем Fe-C-Si-Мn-