Актуальные проблемы в машиностроении. 2016. №3
Материаловедение
в машиностроении
____________________________________________________________________
455
среднем более 6 % во всем температурном интервале испытаний (до 450°С). Кроме того,
наиболее значительно отжиг при 800 и 900°С уменьшает величину среднего ТКЛР в области
низких температур 50-100 и 50-200°С. Так, после отжига при 800°С это уменьшение
составляет 8 и 12 %, а после отжига при 900°С – 7 и 12 % соответственно по сравнению с
термически необработанными образцами.
Выводы
1. Использование термоциклической ковки для изготовления листа из стали 10
(толщина 3 мм) повышает величину ее коэрцитивной силы не более чем на 8 % по
сравнению с промышленным режимом и не оказывает существенного влияния на
термическое расширение.
2. Последующий высокий отжиг (900°С) в течение 10 ч листовой стали 10,
изготовленной с использованием термоциклической ковки, позволяет снизить ее
коэрцитивную силу почти в 3 раза по сравнению с термически необработанной сталью, а
также уменьшить ТКЛР в среднем более чем на 6 % в интервале до 450°С и средний
коэффициент в низкотемпературной области (до 200°С) на 7-10 %.
Список литературы
1.
Федюкин В.К., Смагоринский М.Е
. Термоциклическая обработка металлов и деталей
машин. – Л.: Машиностроение, 1989. – 255 с.
2.
Prudnikov A.N., Popova M.V., Prudnikov V.A
. Influence of thermal-cyclic deformation
and hardening heat treatment on the structure and properties of steel 10 // Applied Mechaniecs and
Materials. – 2015. – Vol. 788. – P. 187–193.
2.
Taskin M., Orhan M., Ozan S
. Diffusion bonding of fine greined high carbon steels in the
super-plasticity temperature range // Indian Journal of Engineering & Materials Sciences. – 2006. –
Vol. 12. – P. 362–367.
3.
Прудников А.Н
. Комплексное воздействие отжигов и термоциклической ковки на
структуру и свойства заэвтектических силуминов // Деформация и разрушение материалов. –
2014. – № 2. – С. 14–20.
4.
Чуракова А.А., Гундеров Д.А
. Механические свойства сплава TiNi, полученного
интенсивной пластической деформацией и последующей термоциклической обработкой //
Вектор науки ТГУ. – 2013. – № 3 (25). – С. 288–291.
5.
Малинен П.А., Казачков О.В
. Термоциклическая обработка деталей гусеничных
тракторов // Ресурсы и технология. – 1996. – № 1. – С. 51–55.
6.
Горбачев С.В., Щипачев А.М., Литфуллин Р.Я
. Исследование разнозернистости при
деформационно-термической обработке сварных соединений из стали 20 // Нефтегазовое
дело. – 2014. – № 1. – С. 302–316.
7.
Furuya Y., Park Y.C
. Thermal cyclic deformation and degradation of shape memory
effect in Ti-Ni alloy // Nondestructive Testing and Evaluation. – 1992. – Vol. 8 (1). – P. 541–554.
8.
Прудников А.Н., Попова М.В., Прудников В.А
. Оценка воздействия
термоциклической деформации и последующей термической обработки на
электрофизические свойства низкоуглеродистой стали // Актуальные проблемы в
машиностроении. – 2015. – № 2. – С. 396–400.
9.
Беллавин А.Д., Подзоров Б.Н., Смагоринский М.Е
. // Высокотемпературная
термоциклическая обработка порошкового силумина // Цветные металлы. – 1984. – № 7. – С.
74–76.