Background Image
Previous Page  377 / 460 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 377 / 460 Next Page
Page Background

Актуальные проблемы в машиностроении. 2015. №2

Материаловедение

в машиностроении

____________________________________________________________________

377

а)

б)

Рис. 2

. Схематическое изображение изохром при контакте колесо-пластина с подповерхностной

трещиной. Контактная площадка находится на разном расстоянии от вершины трещины: а) пластина

расположена на сплошном твёрдом основании, б) случай, когда пластина опирается на две опоры, а

трещина равноудалена от опор. Добавляются напряжения сжатия от изгиба пластины.

При перекатывании колеса над вершиной трещины (рис. 2) на 180 градусов

поворачиваются площадки главных напряжений, а изменение количества изохром

(максимальное их количество) указывает на направление по биссектрисе между изохромами

у вершины трещины. При этом будет хаотическое распространение трещины,

зигзагообразность роста. При циклическом сжатии и при качении будут отличия. В нашем

случае, являющимся статическим: трещина будет увеличиваться вверх слева и справа от

центра КП (около 0,8а), а по центру КП – нет (наоборот, К

2

=100 %). В условиях сжатия), а

вершина трещины расширяется, ультразвуковые волны на настоящих рельсах четко

указывают на закругление верхней вершины трещины дефекта № 21 под пуансоном –

колесом. Вниз трещина будет открываться и расти в 3

х

зонах: слева и справа от центра КП

(0,7 – 0,8)а и по центру КП (но при качении – под углом 20

0

к вертикали).

Анализ результатов, полученных на образцах с внутренней поперечной трещиной

В этом случае исследования образцов с внутренней поперечной трещиной уровень К

1

и К

2

в 2 раза выше, чем в первом случае, кривые зависимости коэффициентов интенсивности

напряжений у вершины трещины от расстояния до контактной площадки более крутые, с

резкими подъемами и спадами, однако все изменения подобны. Вероятность роста трещины

вверх на глубине 0,25а…0,5а больше, чем на глубине 0,1а, т.е. главные направления роста

трещины – вверх, под углом (рис. 3).

В случае, когда центр КП находится на расстоянии L=0 от вершины трещины, то

К

2

=30 %. При незначительном изменении положения КП относительно трещины,

происходит резкое увеличение К

2

и снижение К

1

на расстоянии 0,8…0,9а, К

1

2

, а затем доля

К

2

растет. На расстоянии 0,5а К

2

максимален (К

1

– минимален), число изохром N=8…9,

К

2

=90 % (чистый срез).

При дальнейшем уменьшении расстояния от L=0,5а до L=0,25а, напротив, происходит

резкое увеличение К

1

и в положении центра пятна контакта «колесо – рельс» над вершиной

трещины К

2

достигает значения 2…5 %, при максимальном значении К

1

(N=4).