Background Image
Previous Page  375 / 460 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 375 / 460 Next Page
Page Background

Актуальные проблемы в машиностроении. 2015. №2

Материаловедение

в машиностроении

____________________________________________________________________

375

УДК 621.01

АНАЛИЗ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОПЕРЕЧНЫХ ПОДПОВЕРХНОСТНЫХ ТРЕЩИН

В РЕЛЬСАХ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ КОНТАКТНОЙ НАГРУЗКИ

*

В.Н. ЦВИГУН, канд. техн. наук, инженер

С.В. КОНОВАЛОВ, доктор техн. наук, доцент

В.М. НЕФЕДОВ, ст. преподаватель

Р.С. КОЙНОВ, инженер

(СибГИУ, г. Новокузнецк)

Коновалов С.В. –

654007, г. Новокузнецк, ул. Кирова, 42,

Сибирский государственный индустриальный университет,

e-mail:

konovalov@physics.sibsiu.ru

Выполнен анализ распространения поперечных подповерхностных трещин в

материале на примере рельсов при действии контактной нагрузки. Показано наиболее

вероятное направление роста поперечных подповерхностных трещин: мелкие трещины на

глубине, равной (0,25 – 0,50) полудлины контактной площадки будут расти вверх, но мелкие

трещины на глубине 0,1 полудлины контактной площадки имеют уровень напряжений

меньший, чем трещины на глубине верхней вершины, равной (0,25 – 0,50) полудлины

контактной площадки. Глубокие трещины (при глубине верхней вершины трещины равной

полудлине контактной площадки и более) будут расти в трех зонах под контактной

площадкой, т.е. нижняя вершина внутренней поперечной трещины растет вниз (при

отношении коэффициентов интенсивности напряжений при отрыве и сдвиге К

1

2

, равном 65

%/35 %); такое сочетание К

1

2

вызывает более быстрый рост усталостной трещины, чем при

К

1

=100 % или К

2

=100 %.

Ключевые слова:

усталость, трещина, рельс, контактная нагрузка, деформация.

Введение

Известно, что от взаимодействия контактной пары «колесо – рельс» зависит

функционирование железнодорожных составов [1-4]. Поэтому изучение отношения

коэффициентов интенсивности напряжений при отрыве и сдвиге (К

1

2

) у вершины

вертикальной подповерхностной трещины при контакте качения имеет важное значение во

многих задачах. Сложная картина роста контактных трещин затрудняет решение проблем

питтинга и спаллинга для прокатных валков, рельсов, колес, подшипников качения,

шестерен, упрочнения ударами шаров после лазерного нагрева, после обкатки роликами и

др. ситуаций. К сожалению, проблемы, возникающие при теоретических расчетах, связаны

со сложной картиной развития трехмерных трещин контактной усталости. Это связано с тем,

что материал нагружен пульсирующими очень высокими напряжениями вблизи и выше

предела текучести. Наличие дефектов приводит к зарождению новых трещин, их ветвлению,

остановке одних и ускорению роста других (растут менее энергоемкие трещины).

Связи с этим настоящая работа посвящена оценке коэффициентов интенсивности

напряжений при отрыве и сдвиге К

1

и К

2

у вершин трещин при контакте качения и поиску

опасных зон с высокими напряжениями, а также анализу направлений распространения

трещины в головке рельса.

*

Работа выполнена при поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной

поддержки молодых российских ученых - докторов наук (проект МД-2920.2015.8) и государственного

задания № 3.1496.2014/K.