Background Image
Previous Page  376 / 460 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 376 / 460 Next Page
Page Background

Actual Problems in Machine Building. 2015. N 2

Materials Science

in Machine Building

____________________________________________________________________

376

Методика исследований

Для моделирования взаимодействия поперечных трещин с контактной нагрузкой от

колеса (диаметром 240 мм) использовали методику работы [2], схема которой приведена на

рис. 1. Примем длину контактной площадки за 2а, глубину верхней и нижней вершины

трещины обозначим как h и H. Исследование проводили с поперечными подповерхностными

трещинами шириной 0,1 мм и длиной 2 мм и поверхностными трещинами с наклоном 45

0

к

поверхности катания.

Рис. 1

. Схема нагружения образца с поперечной трещиной на глубине H.

Исследование [3] проводили на эпоксидных пластинах размером 180×15×1,2 мм, в

которых создавали поперечные трещины (от отверстия диаметром 0,1 мм с помощью

алмазной пасты на молибденовой проволоке длиной 200 мм и диаметром 0,1 мм создавали

трещину длиной 2 мм, с радиусом 0,05 мм). На КСП-7 (координатно-сихронном

поляриметре) перемещали образец, по которому перекатывалось колесо диаметром 240 мм,

2а = 8 мм (свободное качение).

Обработка результатов проводилась по методике, приведенной в [5].

Результаты и обсуждение

Анализ результатов, полученных на образцах с вертикально ориентированной

трещиной на сплошном основании

На рис. 2 приведены изохромы, возникающие при контакте «колесо – пластина с

подповерхностной трещиной». У верхней вершины внутренней поперечной трещины (ВПТ)

(ее глубина h cоставляет от 0,25а до 0,5а) напряженное состояние ниже среднего, с

преобладанием К

1

> К

2

на дальности от контактной площадки (КП) до вершины трещины

L=а, К

2

= 55 %, а при L=а…0,5а, К

2

= 60…70 %. Ближе к КП над вершиной ВПТ получить

четкую картину изохроматического узора не удалось.

У нижней вершины ВПТ (глубина h=а) напряжения более высокие (на дальности до

вершины L=а, К

2

=35% (N=5 изохром)). При дальнейшем уменьшении L=0,25а…0а

происходит постепенное снижение К

2

и резкое понижение К

1

, и на расстоянии L=0,12а, К

2

по

величине даже превосходит К

1

(N=3). При дальнейшем уменьшении L=0,25а – 0а,

происходит резкое изменение изохроматического рисунка (резкое увеличение К

1

(N=3)).

При L=а, К

2

до 10 %, при похождении центра пятна КП за трещину картина

повторяется в обратной последовательности. По-видимому, наиболее опасно с точки зрения

роста трещины вниз является положение центра пятна КП на расстоянии L= 0,12а до L=а, т.е.

начало накатывания колеса на трещину, при этом К

2

=35 %.