Background Image
Previous Page  335 / 460 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 335 / 460 Next Page
Page Background

Актуальные проблемы в машиностроении. 2015. №2

Технологическое оборудование,

оснастка и инструменты

____________________________________________________________________

335

дов, которые позволили бы решить данную задачу. К таким методам как раз и относится

применение передач со свободными телами качения, которые за счет изменения траектории

движения и использования спрофилированных поверхностей [2] позволяют решить задачу

значительного изменения передаточного отношения при неизменности или порой даже

уменьшении габаритов самих передач.

Раздаточная коробка служит для увеличения тяговой силы на ведущих колесах и по-

вышения проходимости автомобиля. Она одновременно выполняет функции демультиплика-

тора, что позволяет увеличить диапазон передаточных чисел коробки передач и эффективнее

использовать автомобили в различных дорожных условиях.

Результаты и обсуждение

В последние годы активно исследуются и развиваются механизмы преобразования

движения, в которых вместо зубчатого зацепления используется новый тип зацепления с по-

мощью периодических дорожек качения и промежуточных тел качения: роликов или шари-

ков.

Передача со свободными телами качения служит для изменения частоты вращения

валов агрегата с помощью периодических дорожек качения и промежуточных тел качения (в

нашем случае шариков). Она может быть использована в различных силовых механизмах и

агрегатах.

Рассмотрим рисунок 1, где представлена передача со свободными телами качения.

Данная передача может работать и как редуктор и как прямая передача при использовании

имеющихся на автомобиле органов управления, не требующих переделки (на рисунке не по-

казаны). В крайнем левом положении

(рисунок 1) передача со свободными те-

лами качения работает как редуктор. В

этом случае неподвижный кулачёк (6)

входит в зацепление с втулкой (2) кото-

рая жёстко соединена с корпусом редук-

тора. Крутящий момент передается через

шлицы с вала (1) на ведущий кулачек (9).

Тела качения (10) обкатываясь по непо-

движному кулачку (6) передают повы-

шенный крутящий момент на сепаратор

(8). Дальнейшее вращение передается в

существующей кинематической цепи

раздаточной коробки через штатные зуб-

чатые передачи.

При смещении блока шестерни в

крайнее правое положение, конструкция

работает как прямая передача. Ведущий

кулачёк (9) своей правой частью входит во внутренне зацепление с валом заднего моста, а

неподвижный кулачек (6) и сепаратор (8) выходят из своих зацеплений. В этом случае они

будут одновременно вращаться с ведущим кулачком (9).

На рисунке 2 показана 3-D модель конструкции передачи со свободными телами ка-

чения. Все составляющие элементы редуктора представляют собой детали типа тел враще-

ния, что значительно упрощает конструкцию и технологию изготовления. Некоторые про-

блемы могут возникнуть при изготовлении деталей 4 и 9 (рисунок 2), связанные с профили-

Рис. 1.

Передача со свободными телами качения