Актуальные проблемы в машиностроении. 2015. №2
Технологическое оборудование,
оснастка и инструменты
____________________________________________________________________
335
дов, которые позволили бы решить данную задачу. К таким методам как раз и относится
применение передач со свободными телами качения, которые за счет изменения траектории
движения и использования спрофилированных поверхностей [2] позволяют решить задачу
значительного изменения передаточного отношения при неизменности или порой даже
уменьшении габаритов самих передач.
Раздаточная коробка служит для увеличения тяговой силы на ведущих колесах и по-
вышения проходимости автомобиля. Она одновременно выполняет функции демультиплика-
тора, что позволяет увеличить диапазон передаточных чисел коробки передач и эффективнее
использовать автомобили в различных дорожных условиях.
Результаты и обсуждение
В последние годы активно исследуются и развиваются механизмы преобразования
движения, в которых вместо зубчатого зацепления используется новый тип зацепления с по-
мощью периодических дорожек качения и промежуточных тел качения: роликов или шари-
ков.
Передача со свободными телами качения служит для изменения частоты вращения
валов агрегата с помощью периодических дорожек качения и промежуточных тел качения (в
нашем случае шариков). Она может быть использована в различных силовых механизмах и
агрегатах.
Рассмотрим рисунок 1, где представлена передача со свободными телами качения.
Данная передача может работать и как редуктор и как прямая передача при использовании
имеющихся на автомобиле органов управления, не требующих переделки (на рисунке не по-
казаны). В крайнем левом положении
(рисунок 1) передача со свободными те-
лами качения работает как редуктор. В
этом случае неподвижный кулачёк (6)
входит в зацепление с втулкой (2) кото-
рая жёстко соединена с корпусом редук-
тора. Крутящий момент передается через
шлицы с вала (1) на ведущий кулачек (9).
Тела качения (10) обкатываясь по непо-
движному кулачку (6) передают повы-
шенный крутящий момент на сепаратор
(8). Дальнейшее вращение передается в
существующей кинематической цепи
раздаточной коробки через штатные зуб-
чатые передачи.
При смещении блока шестерни в
крайнее правое положение, конструкция
работает как прямая передача. Ведущий
кулачёк (9) своей правой частью входит во внутренне зацепление с валом заднего моста, а
неподвижный кулачек (6) и сепаратор (8) выходят из своих зацеплений. В этом случае они
будут одновременно вращаться с ведущим кулачком (9).
На рисунке 2 показана 3-D модель конструкции передачи со свободными телами ка-
чения. Все составляющие элементы редуктора представляют собой детали типа тел враще-
ния, что значительно упрощает конструкцию и технологию изготовления. Некоторые про-
блемы могут возникнуть при изготовлении деталей 4 и 9 (рисунок 2), связанные с профили-
Рис. 1.
Передача со свободными телами качения