Background Image
Previous Page  327 / 460 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 327 / 460 Next Page
Page Background

Актуальные проблемы в машиностроении. 2015. №2

Технологическое оборудование,

оснастка и инструменты

____________________________________________________________________

327

Исследование равновесия механической системы позволило получить зависимости

от положения груза стрелы провеса

f

нити и силы ее натяжения

Т

:

2

2

22

2



 



J

Т J

T T l

J

l f

,

(3)

 

.

1

1

2

2

2





T

T J

J

l

mg

T

(4)

Высокая степень переменных в полученных зависимостях исключает аналитическое

решение, поэтому проводилось численное решение.

Для проверки полученных результатов, проведен натурный эксперимент, в котором

груз был подвешен на середине длины упругой нити (

= 0,5). Предварительное натяжение

нити составило значение

Т

0

= 20 Н. Для оценки натяжения нити использовался динамометр.

В качестве упругой нити использовалась проволока из пружинной стали (модуль

упругости

Е

= 2,1

10

5

МПа), имеющая длину

l

= 5,2 м. Диаметр проволоки и площадь ее

поперечного сечения составляли соответственно

d

= 0,22 мм и

А

= 0,038 мм

2

.

Груз имел массу

m

= 0,714 кг (сила тяжести

mg

= 7 Н, где

g –

ускорение свободного

падения).

Сравнение экспериментальных значений с расчетными показало:

– Стрела провеса упругой нити в точке подвеса груза (середина нити) имела экспе-

риментальное значение

f

эксп

= 0,208 м. Для определения стрелы провеса использовалась

линейка. Расчетное значение стрелы провеса упругой нити, полученное из выражения (3),

составило

f

расч

= 0.203 м. Погрешность 2,5 %.

– Сила натяжения нити

Т

грузом массой

m

= 0.714 кг в эксперименте составила 45 Н

(

Т

эксп

= 45 Н). Расчетная стрела провеса упругой нити по (4) равна

Т

расч

= 44,13 Н. Погреш-

ность 2,0 %.

Принято рассматривать провисание каната между точками закрепления в виде прове-

са упругой нити в форме цепной линии [3-5].

При размещении начала координат в вершине цепной линии получим следующее вы-

ражение

a

e ea у

a

x

a

x

2

.

(5)

где:

а

- параметр цепной линии, равный длине ее отрезка, вес которого равен горизон-

тальной составляющей

Н

натяжения нити

q

H a

;

q

– погонный вес нити в

Н/м.

Для упрощения расчетов воспользуемся аппроксимацией цепной линии параболой [3]

у

=

2

. (6)

Оценим возможность использования такой аппроксимации для определения рацио-

нальной траектории движения грузов по канатному спуску.

Полученные результаты будут существенно зависеть от конкретных условий исполь-

зования канатного спуска, поэтому проведем исследование с использованием сле-

дующих исходных данных: