Актуальные проблемы в машиностроении. 2015. №2
Технологическое оборудование,
оснастка и инструменты
____________________________________________________________________
325
УДК 622.6+625.5
К ВЫБОРУ ПАРАМЕТРОВ КАНАТНОГО СПУСКА
Ю.С. ПОЛЯКОВ, канд. техн. наук, доцент
В.П. ГИЛЕТА, доктор техн. наук, профессор
Н.А. ЧУСОВИТИН, канд. техн. наук, доцент
А.Н. БРЕДИХИНА, студент
К.А. ПАРЦ, студент
(НГТУ, г. Новосибирск)
Гилета В.П.
– 630073, г. Новосибирск, пр. К.Маркса, 20,
Новосибирский государственный технический университет,
e-mail:
pmx08@mail.ruКанатные дороги, подъемники, кабельные краны и другие транспортные системы,
использующие канаты для перемещения грузов, получили широкое применение в
труднодоступных и горных районах. Для организации постоянного транспортного потока
«сверху – вниз» наиболее перспективным является канатный спуск. Движение от верхней
точки подвеса каната до нижней приемной площадки происходит за счет силы тяжести
тележки с грузом. Отсутствие механизации движения тележки по канату делает
транспортирование дешевым и независимым от энергетических источников. Для
достижения грузом приемного пункта с низкой скоростью необходимо обеспечить
траекторию его движения определенной формы. Вес груза существенно влияет на форму
траектории его движения и силу натяжения каната. В работе получены зависимости стрелы
провеса и силы натяжения упругой нити от положения груза. Для упрощения расчетов
траектории движения груза по канату при значительных длине пролета и перепаде высот
канатного спуска (1500 и 160 метров, соответственно) доказана возможность аппроксимации
цепной линии параболой.
Ключевые слова.
Транспортирование, канатный спуск, стрела провеса, перепад
высот, натяжение, пролет, упругая нить, цепная линия, парабола.
Введение
Канатные дороги, канатные спуски, подъемники, кабельные краны широко использу-
ются в качестве транспортных систем в различных отраслях человеческой деятельности.
Особенно их применение является эффективным в условиях пересеченной или труднодо-
ступной горной местности со значительными перепадами высот. Прокладка дорог в таких
условиях связана с большими затратами или просто невозможна.
Для случаев, когда направление транспортного потока всегда остается постоянным
«сверху – вниз», наиболее перспективным представляется использование канатного спуска.
Движение от верхней точки подвеса каната до нижней приемной площадки происходит за
счет силы тяжести груза, что обеспечивает незначительные экономические затраты на
транспортировку и достаточно эффективные её скоростные режимы. При отсутствии меха-
низации движения тележки по канату делает такой вид транспорта дешевым и независи-
мым от наличия энергетических источников, но предъявляет особые требования к траекто-
рию движения груза для достижения им с незначительной скоростью приемной площад-
ки и к простоте конструкции, массе и габаритам транспортировочной тележки, что связано
с необходимостью её возврата в верхнюю точку канатного спуска.