

Механики XXI веку. №15 2016 г.
252
УДК 621.771.073
Оценка живучести прокатных валков
Бочектуева Е.Б.
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, ул. Ключевская 40в стр.
1, Улан-Удэ, Россия
bochektueva.e@yandex.ruКлючевые слова:
прокатные валки, живучесть, трещина, долговечность
.
В статье произведена оценка живучести крупногабаритных прокатных валков в детерминированной
постановке с использованием уравнения, описывающего линейный участок кинетической диаграммы устало-
стного разрушения. Разработана методика расчета на живучесть рабочих и опорных прокатных валков ста-
на кварто в процессе эксплуатации с учетом остаточных напряжений, возникающих после термической обра-
ботки. В расчетах форма трещина принята круговой. Рассмотрены только внутренние дефекты, ориентиро-
ванные перпендикулярно оси валка, как представляющие наибольшую опасность, с точки зрения хрупкой проч-
ности. В результате вычислений получено, что наибольшую опасность представляют дефекты, расположен-
ные в зоне краевого эффекта. Несмотря на то, что максимальные значения суммарных осевых напряжений и,
следовательно, K
I max
в осевой зоне как рабочего, так и опорного валков выше, размах КИН больше в зоне крае-
вого эффекта, а снижение коэффициента асимметрии ведет, как известно, к повышению скорости роста
трещины.
Актуальной задачей прокатного производства является определение долговечности прокат-
ных валков.
Реальные прокатные валки после изготовления имеют значительное количество внут-
ренних и внешних трещиноподобных дефектов, связанных с плавкой и ковкой [1]. Поэтому опреде-
ление долговечности прокатных валков наиболее целесообразно провести с использованием механи-
ки разрушения посредством решения задачи живучести, то есть определения количества циклов на-
гружения (долговечности), при котором трещина вырастет от начального до критического размера.
Для оценки живучести прокатных валков сначала необходимо определить суммарные напряжения от
термической обработки и прокатки
.
Разработанная методика позволяет определить долговечность
валков, т. е. сделать вывод о целесообразности их дальнейшего использования после проведения
ультразвукового контроля и обнаружения в них конкретных трещиноподобных дефектов [2-4]. Ана-
лиз имеющихся статистических данных по разрушению крупногабаритных цельнокованых прокат-
ных валков в процессе эксплуатации показывает, что в подавляющем большинстве случаев, выход из
строя таких валков происходит за счет возникновения поперечных трещин [5]. Поэтому в настоящей
работе рассмотрены только внутренние дефекты, ориентированные перпендикулярно оси валка, как
представляющие наибольшую опасность, с точки зрения хрупкой прочности. Форма трещина приня-
та круговой.
Численные расчеты показывают, что максимальные суммарные осевые растягивающие на-
пряжения формируются в осевой зоне валков, причем амплитуда этих напряжений близка к нулю [6].
У боковой поверхности валка амплитуда рабочих напряжений максимальна, однако в этой области
имеют место высокие остаточные сжимающие напряжения. Поэтому циклы нагружения суммарных
напряжений оказываются отрицательными, и следовательно, не представляют опасности [7]. В связи
с вышеизложенным наиболее опасными областями являются центральные области, немного смещен-
ные от оси валка в сторону, где циклически изменяющиеся суммарные напряжения имеют ненулевую
амплитуду, а также области в зоне краевого эффекта вблизи шеек. Значения максимальных и мини-
мальных напряжений цикла, а также коэффициент асимметрии для наиболее опасных областей рабо-
чего и опорного валков сведены в табл. 1 и 2.
Оценка живучести прокатных валков осуществлена в детерминированной постановке с ис-
пользованием уравнения, описывающего линейный участок кинетической диаграммы усталостного
разрушения
m
D
K
C
dN
dl
I
max
, (1)
где
K
I max
– максимальное значение коэффициента интенсивности напряжений (КИН) за цикл, опреде-
ляемое исходя из суммарных напряжений от прокатки и остаточных напряжений от термообработки;
l
– радиус дисковой трещины;
N
– число циклов;
C
=10
-7
, m
=2,85 – эмпирические коэффициенты, за-
висящие от материала. Коэффициент
D
кроме материала зависит еще от коэффициента асимметрии