Previous Page  180 / 457 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 180 / 457 Next Page
Page Background

Механики XXI веку. №15 2016 г.

180

% у чугуна) и сравнительно малая износостойкость. Однако современные методы производства и

конструкции алюминиевых поршней позволяют использовать алюминиевые сплавы для поршней

любых быстроходных автомобильных двигателей. Поршень двигателя внутреннего сгорания работа-

ет в сложных условиях. Наиболее подвержены износу торцевые поверхности канавок под кольца и

юбка поршня. Кольцевые канавки упрочняются для повышения износостойкости искровым методом.

Юбка поршня подвергается упрочнению различными методами. Рассмотрим их более подробно [3].

Анализ методов повышения износостойкости поршней ДВС Газоплазменное напыление и по-

следующее микродуговое оксидирование.

Способ включает приращение основы газоплазменным напылением и последующее микроду-

говое оксидирование (МДО) в щелочном электролите, при этом приращение основы осуществляют

специальным порошком, затем проводят отделочную обработку до определенных размеров с после-

дующим МДО на всю толщину приращенного слоя, после чего сформированное на юбке поршня по-

крытие насыщают смесью графита с нитридом бора. Недостатком данного способа является то, что

при расширении поршня расклиниванием не обеспечивается его наружный диаметр в пределах до-

пуска, заданного рабочим чертежом.

Плазменное напыление. Одним из перспективных методов восстановления и упрочнения де-

талей, который оказывает малое термическое влияние на обрабатываемую основу, позволяет исклю-

чить нежелательные структурные превращения в ней, избежать деформации изделия, является плаз-

менное напыление. Его широкое внедрение применительно к деталям из алюминиевых сплавов сдер-

живается рядом причин: а) высокой стоимостью напыляемых материалов; б) низкой адгезионной

прочностью покрытий, обусловленной физико-механическими характеристиками алюминиевых

сплавов [1]

Дробеструйная обработка заключается в том, что деталь после механической и термической

обработки подвергают наклепу. Для этого на нее воздействуют непрерывным потоком стальной или

чугунной дроби диаметром от 0,4 до 2 мм, направляемой на поверхность детали со скоростью 50 - 70

м/с [1].

Обкатка является эффективным средством повышения предела усталости и износостойкости

деталей, имеющих форму тел вращения: гидроцилиндры, гильзы, штоки, оси, поршни, клапаны дви-

гателей и т. п. В процессе обкатки инструмент – свободно вращающийся ролик (шарик) снимает вы-

ступы микронеровностей на поверхности детали, что повышает чистоту поверхности (за 2 прохода до

8-го - 9-го классов) и одновременно упрочняет ее [1].

Ультразвуковое упрочнение можно разделить на виды: с жестко закрепленным индентером

[5, 7, 8], перемещающимся по детали, используя кинематику станка, например, токарного [6]; и уп-

рочнение свободно летящими шариками, получающими энергию от стакана, колеблющегося с ульт-

развуковой частотой [6]. Наилучшим образом, обработке детали сложного профиля, зарекомендовало

ультразвуковое упрочнение свободными шариками в ультразвуковом стакане [6]. Сущность данного

метода заключается в воздействии ультразвуковых колебаний на шарики, которые, колеблясь между

корпусом контейнера и деталью, пластически её деформируют. Макрогеометрию детали УЗУ не ме-

няет, микрогеометрию незначительно увеличивает. Его основные преимущества по сравнению с дру-

гими методами ППД, следующие: – большая скорость шариков, приводимых в движение ультразву-

ковым резонатором, что обеспечивает высокую производительность процесса; – равномерное упроч-

нение поверхности всей детали, имеющей сложную форму [2, 5, 7].

Оборудование. Методика эксперимента. Упрочнение производится в ультразвуковом стакане,

наполненного стальными шариками, с помощью магнитострикционного преобразователя со стаканом

(Рис. 1), и ультразвукового генератора УЗГ5-4.0/18 (Рис. 2).

Рис.1. Магнитострикционный преобразователь

со стаканом

Рис.2. Ультразвуковой генератор УЗГ5-4.0/18