Table of Contents Table of Contents
Previous Page  128 / 146 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 128 / 146 Next Page
Page Background

Actual Problems in Machine Building. Vol. 4. N 4. 2017

Materials Science

in Machine Building

____________________________________________________________________

128

УДК 621.747.58

ОПТИМИЗАЦИЯ РЕЖИМОВ ТЕРМООБРАБОТКИ КРУПНОГАБАРИТНЫХ

ДЕТАЛЕЙ

Е.О. ЧЕРТОВСКИХ

1

, инженер ОГМет,

А.В. ГАБЕЦ

1

, канд. техн. наук, директор по развитию

Д.А. ГАБЕЦ

2

, аспирант

А.М. МАРКОВ

2

, доктор техн. наук, профессор

Г.А. ОКОЛОВИЧ

2

, доктор техн. наук, профессор

(

1

ООО «АСЛЗ», г. Барнаул,

2

АлтГТУ г. Барнаул)

Чертовских Е.О. -

656037, г. Барнаул, пр. Калинина 116/52,

ООО «Алтайский сталелитейный завод»,

e-mail:

chertovskih13@gmail.com

Проведено исследование влияния режимов термической обработки стали 20ГФЛ на

ударную вязкость KCV

-60

, являющуюся оценкой надежности изделий, работающих в сложных

климатических условиях. На основе ортогональной центральной композиционной матрицы

планирования эксперимента выполнен расчет уравнения полиномы 2-х степеней показателя

ударной вязкости KCV

-60

. Применена контролируемая термическая обработка с построением

термограмм критических точек инкубационного, перлитного, промежуточного превращения.

Трансмиссионной электронной микроскопией выявлена структура феррито-сорбито-бейнитная.

Ключевые слова:

феррито-перлит, нижний бейнит, ударная вязкость, критические

точки, промежуточное превращение.

Введение

В конструкции грузового вагона до 70% литых деталей изготавливается из

низкоуглеродистой стали 20ГФЛ, где общий суммарный вес деталей в одном вагоне составляет 4

т. Это детали автосцепного устройства и тележки вагона. Средняя востребованность

машиностроительной отрасли в деталях для постройки новых вагонов составляет 140 тыс. тонн

литья/год. Особого внимания к себе требуют ответственные высоконагруженные крупные детали:

рама боковая и балка надрессорная. На боковую раму и балку надрессорную воздействуют

статические и динамические нагрузки в продольном и поперечном направлениях, а также

крутящие моменты в вертикальных и горизонтальных плоскостях. Основным видом разрушения

является вязкий-хрупко излом. Из-за износов частей узла гашения колебаний, отмечено

повышение нагрузок. Смыкание пружин и стыковые переезды усиливают ударные нагрузки. В

ходе исследования установлено, что пик разрушений наблюдается при отрицательных

температурах. На основании статистических данных известно, что зарождение трещины

происходит в летний период времени, а разрушение детали в зимний [1 - 6].

Методика экспериментального исследования

Рамы боковые и балки надрессорные изготавливаются из стали 20ГФЛ, химический

состав которой представлен в таблице 1 [3].

Таблица 1

Химический состав стали 20ГФЛ

Массовая доля химических элементов,%

С Si

Mn

P

S

Cr

Ni

Cu V Al

0,19 0,42 1,15 0,01 0,01 0,08 0,05 0,1 0,06 0,03