Актуальные проблемы в машиностроении
. Том 4. № 2. 2017
Материаловедение
в машиностроении
____________________________________________________________________
103
а
б
в
г
д
е
ж
з
Рис. 1.
Микроструктура наплавленного слоя порошковой проволокой системы Fe-C-Si-
Mn-Cr-Ni-Mo-V усовершенствованного состава, × 500
а – образец №1; б – образец №2; в – образец №3; г – образец №4, д – образец №5, е –
образец №6, ж – образец №7, з – образец №8
Введение в состав наплавляемой порошковой проволоки кобальта при одновременном
уменьшении содержания углерода до 0,17-0,23% (образцы №5-8) способствует получению
равномерной структуры с мелкоигольчатым мартенситом (балл №3) с размером игл 2-5 мкм
в бывших зернах аустенита, остаточным аустенитом, присутствующим в небольшом
количестве в виде отдельных островков, и δ-ферритом в виде тонких прослоек по границам
первичных зерен аустенита (рисунок 1 д-з). Величина бывшего зерна аустенита
соответствует №6 (таблица 2).
Таким образом, установлено, что увеличение содержания никеля до 0,65% в составе
наплавляемой стали, а также введение кобальта при одновременном уменьшении
содержания углерода до 0,17-0,23% обеспечивает уменьшение величины бывшего зерна
аустенита и размера игл мартенсита.
Твердость и износостойкость исследуемых образцов приведена в таблице 2.
При изучении характера неметаллических включений наплавленного слоя порошковой
проволокой системы Fe-C-Si-Mn-Cr-Ni-Mo-V установлена загрязненность его оксидными