Previous Page  447 / 530 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 447 / 530 Next Page
Page Background

Актуальные проблемы в машиностроении. 2016. №3

Материаловедение

в машиностроении

____________________________________________________________________

447

Материалы и методы исследования

Технология сварки взрывом выполнялась в Институте гидродинамики им. М.А.

Лаврентьева СО РАН. Многослойный композит формировался следующим образом. В

качестве основных материалов были выбраны пластины высокопрочного титана марки ВТ23

и стали 65Г. Толщина пластин титана и стали составляла 3 мм и 1,5 мм соответственно. Для

увеличения вязкости при одновременном сохранении показателей прочности, между

пластинами основных материалов устанавливали тонколистовые пластины титана ВТ1-0 и

стали 08ПС (рисунок 1). Сварка взрывом всех пластин осуществлялась за один этап.

Рис. 1.

Схема сварки взрывом

Исследования микротвердости проводились в соответствии с ГОСТ 9450-76 на

поперечных шлифах в направлении от титана к стали. Индентором являлась алмазная

пирамида, нагрузка на которую при проведении испытания составляла 50 г. Микротвердость

оценивали на нетравленых и слабо травленых шлифах, подготовленных по стандартной

методике.

В соответствии с ГОСТ 9454-78 в работе были проведены испытания слоистых

материалов на ударный изгиб. Для испытаний использовали маятниковый копер

Metrocom

с

максимальным значением энергии удара 300 Дж. Образцы имели форму параллелепипеда

размером 45х2х5,25 мм с концентратором

V

-образного типа. Глубина концентратора

составляла 2 мм.

По результатам всех испытаний образцов проводилась статистическая обработка

экспериментальных данных.

Результаты и их обсуждение

Результаты оптической микроскопии показали, что в сформированном многослойном

композите типа «Вт23 – 65Г» отсутствуют дефекты в виде трещин (рисунок 2). Отдельные

поры, образовавшиеся в сварных швах вихревого строения между ВТ23 и ВТ1-0,

свидетельствуют о происходящем в процессе соударения пластин нагреве локальных

участков материалов до температуры плавления и их последующей кристаллизации. В

центральной пластине титана ВТ23 зафиксированы полосы скольжения [4].