Актуальные проблемы в машиностроении. 2016. №3
Материаловедение
в машиностроении
____________________________________________________________________
415
Износостойкость в условиях сухого трения скольжения определяли на машине трения
типа Амслера при нагрузке 500 Н и 300 об/мин в течение 30 минут. Показатель
относительной износостойкости
К
и
карбидных покрытий рассчитывали по формуле:
,
где
– потеря массы эталона;
- потеря массы исследуемого образца.
В качестве эталона применяли образец стали У8А после закалки и низкого отпуска
(HRC 58-60). Потерю массы образцов определяли на весах ВЛТЭ-500.
Для оптимизации состава насыщающей смеси применяли метод симплекс-
планирования. Критерием выступала максимальная износостойкость карбидных слоев.
Результаты и обсуждение
В результате проведенных на поверхности стальных образцов сформированы
диффузионные слои толщиной около 20 мкм с различной микротвердостью.
Микрофотографии косых шлифов представлены на рис.1.
а)
б)
в)
г)
д)
Рис. 1.
Микроструктуры диффузионных слоев, полученных в смесях: а) 100% FeCr; б) 100% FeV;
в) 75% FeCr + 25% FeV; г) 50% FeCr + 50% FeV; д) 25% FeCr + 75% FeV