Previous Page  410 / 530 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 410 / 530 Next Page
Page Background

Actual Problems in Machine Building. 2016. N 3

Materials Science

in Machine Building

____________________________________________________________________

410

УДК: 621.785.5

ЛИТОЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ГОРНОРУДНЫХ МАШИН

М.А.

ГУРЬЕВ

1

, канд. техн наук, докторант

МЭЙ ШУНЧИ

2

канд. техн наук, профессор

(

1

АлтГТУ, г. Барнаул,

2

Уханьский текстильный университет, г. Ухань)

Гурьев М.А.

– 656038, г. Барнаул, пр. Ленина, 46,

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова,

e-mail:

gurievma@mail.ru

Исследована структура композиционного материала на основе износостойкого

чугуна марки ИЧХ28, имеющего включения высокопрочной фазы, представляющей смесь

карбидов хрома и оксида циркония. Произведен анализ распределения микротвердости по

сечению композита с высокотвердыми включениями. Исследован элементный, фазовый и

гранулометрический состав упрочняющей фазы композита.

Ключевые слова:

сталь, литье, упрочнение, композит, карбиды.

Введение

Композиционные материалы на сегодняшний день являются альтернативой

традиционным конструкционным материалам на основе железа в силу сочетания лучших

качеств входящих в их состав материалов.

Исследован фрагмент материала иностранного производства, имеющий включения

неизвестной керамической фазы. Производитель изделий (деталей землеройного и

горнодобывающего оборудования), из которых был вырезан данный фрагмент,

располагается в Европейском союзе и в результате санкций, наложенных ЕС на РФ,

отказался поставлять данные изделия на территорию РФ. Попытки замены данного

материала на имеющиеся на рынке стали оказались безрезультатны: износостойкость

замененного оборудования была катастрофически мала и не оправдывала даже затрат,

понесенных на изготовление.

Попытки наплавки и напыления различными

высокотвердыми композициями типа сормайта, стеллита и им подобными успехом также

не увенчались: в процессе работы наплавленного изделия происходило отслоение и скол

наплавленного слоя и дальнейший катастрофический износ.

В результате проведенных экспериментов по импортозамещению необходимого

узла, было принято решение производить его на данном этапе методом литья по

газифицируемым моделям с одновременным поверхностным легированием в процессе

изготовления, а также методами упрочнения ТВЧ-наплавкой либо диффузионным

насыщением [1–9], так как по результатам экспериментов, данные способы обеспечивают

ресурс работы приблизительно в 2,5–4 раза ниже оригинала, тогда как производство

данного изделия из высоколегированных материалов и наплавка сормайтом показывали

результаты в 6 и 4,8 раза ниже оригинала соответственно.