

Механики XXI веку. № 15 2016 г.
386
кретных гидроцилиндров, доступ к которым, как правило, не затруднен и, что не мало важно, безо-
пасно и без вмешательства в гидросистему [1].
Однако из соображений безопасности жизнедеятельности диагностирование гидроцилиндра
работающей ДСМ, например, одноковшового экскаватора, переносным диагностическим средством
по текущему параметру
)(
x y
iT
невозможно. В этом случае текущий параметр
)(
x y
iT
необходимо
заменить параметром
)(
0
x y
iT
, аналитически связанным с первым, как это следует из работы [1] ра-
боты. Здесь решающее правило распознавания принимает вид:
yS
T
T
iT
k
x y x y x y
)(
)(
0
0
0
.
(5)
Прогиб
)(
0
x y
iT
гидроцилиндра до приложения эксплуатационного продольного сжимающе-
го усилия
S
P
вполне пригоден для контроля переносными диагностическими средствами при прове-
дении тестового диагностирования в условиях эксплуатации или ремонтных баз ДСМ [1].
В процессе функционального диагностировании гидроцилиндров ДСМ, например, с исполь-
зованием известных принципиальных схем встроенных диагностических гидросистем [1], проанали-
зированных в первой главе, параметр
)(
x y
iT
для обеспечения достоверности диагноза целесообразно
заменить параметром
dx
x dy
iT
)(
. В этом случае решающее правило распознавания имеет вид
dyS
iT
k
dx
xdy
dx
xdy
dx
x dy
)(
)(
)(
,
(6)
где:
dx
x dy
iT
)(
,
dx
x dy
T
)(
и
dx
xdy
)(
– соответственно текущее, предельное и допускаемое
значения диагностического параметра
dx
x dy
T
)(
– угол между гильзой (корпусом) гидроцилиндра и
штоком в точке его контакта с направляющей втулкой;
dyS
k
– статистический коэффициент запаса
надёжности по параметру
dx
x dy
T
)(
.
При этом контролируемыми составляющими диагностических параметров
)(
0
x y
iT
и
dx
x dy
iT
)(
в первом случае является собственно прогиб
)(
0
x y
iT
, а во втором – катет
i
, противо-
лежащий на расстоянии l от точки контакта штока с направляющей втулкой (Рис. 1), то есть:
dx
x dy
i
T
)(
=
l
arctg
i
.
(7)
С целью исключения ошибки
i
го рода «ложная тревога» при проведении тестового и функ-
ционального диагностирования переносными либо встроенными диагностическими средствами на-
хождение допускаемых значений диагностических параметров, как собственно диагностирование,
должно осуществляться с учётом координаты опасного сечения
x
гидроцилиндра и параметров его
критического (наибольшего эксплуатационного) нагружения, а именно: текущего выдвижения штока
k
z
, рабочего давления
k
p
рабочей жидкости в гидросистеме ДСМ и рабочего угла
k
наклона гид-
роцилиндра к горизонту [1].