

Механики XXI веку. №15 2016 г.
246
устойчивом, подвижном равновесии. На основе этого краткого анализа можно предположить, что
помимо своевременного технического диагностирования, регулировочных и ремонтных работ авто-
прому необходима комплексная технология, предусматривающая снижение изнашивания поверхно-
стных слоев и повышение ресурса деталей ГРМ ДВС, начиная от проектирования и заканчивая под-
держанием износоустойчивости в условиях эксплуатации.
Очевидно, что комплексная технология должна предусматривать реализацию всесторонних
мероприятий и видов технологических воздействий, направленных на формирование и поддержание
в работоспособном состоянии поверхностных слоев элементов ГРМ, изготовленных из недорого-
стоящих конструкционных материалов. В частности, при конструировании, совершенствовании, тех-
ническом обслуживании и ремонте необходимо использовать математическое моделирование для
расчета нагруженности элементов ГРМ конкретного типа [10]. Выбор конструкционных материалов
должен быть экономически выгодным, рациональным и отвечать требованиям условий функциони-
рования элементов ГРМ. Для формирования поверхностного слоя контактирующих элементов ГРМ
предпочтительны экономически и экологически пригодные технологические методы, обеспечиваю-
щие ему требуемые параметры пластичности, вязкости, микроструктуры, износостойкости, химиче-
ского состава, коррозионной и термической устойчивости. Например, для восстановления и упрочне-
ния деталей узлов трения машин заслуживают внимание электрохимические способы и микродуговое
оксидирование. Однако хромированные поверхности не обеспечивают требуемой смачиваемости их
маслом, технологический процесс низко производителен и имеет высокую энергоемкость [11]. Про-
цесс железнения требует дополнительных технологических операций для обеспечения качественной
адгезии покрытия к конструкционному материалу, которое не обладает требуемой твердостью и кор-
розионной устойчивостью [12]. При пластическом деформировании резко увеличивается количество
дислокаций, включений и других дефектов, которые снижают пластичность, повышают твердость и
хрупкость поверхностных слоев деталей узлов трения [5]. А вот комбинированная химико-
термическая обработка (ХТО) – науглероживание (цементация) и азотирование позволяет формиро-
вать поверхностные слои с высокими коррозионно-механическими и триботехническими характери-
стиками [1]. Поскольку все виды ХТО приводят к снижению пластических свойств и ударной вязко-
сти поверхностного слоя материала, необходимо в комплексной технологии предусмотреть сочета-
ние: математического моделирования динамики действительной нагруженности элементов ГРМ; ра-
ционального выбора конструкционных материалов для их изготовления; использование поверхност-
но-пластического деформирования (ППД); формирование оптимальной шероховатости поверхност-
ного слоя, обеспечивающей требуемую износостойкость и маслоемкость; применение цементации и
азотирования; использование качественных топлив и масел, оптимальных технологических режимов
приработки элементов ГРМ с применением специальных приработочных сред. В приработочной сре-
де должны содержаться компоненты способные в условиях контакта элементов ГРМ распадаться с
возникновением значительного количества атомарного азота, обеспечивающего в условиях прира-
ботки диффузионный процесс образования в поверхностном слое нитридов. Предпочтительно, ис-
пользование в приработочных средах и смазочных материалах (при эксплуатации) безопасных поли-
азотистых соединений и жидких азидов с функциональными группами, способных в условиях трения
выделять большое количество атомарного азота. Это позволит ускорить, примерно в 2 раза, диффу-
зионный процесс азотирования, образования хемосорбированных пленок, по сравнению с азотирова-
нием, обеспечить высокий класс чистоты поверхности, поддерживать в поверхностном слое высокую
концентрацию высокодисперсных нитридов металла, обладающих повышенными: термо-
коррозионной устойчивостью и износостойкостью. При этом, эксплуатационные характеристики
элементов ГРМ могут возрасти примерно в 3 раза [1], что соответственно приведет к увеличению ре-
сурса ГРМ в целом, полнее будут реализованы мощностные характеристики, экономичность и эколо-
гичность ДВС отечественного автопрома.
Следовательно, предлагаемый (на основе краткого анализа) комплексный подход по реализа-
ции технологического процесса формирования и поддержания свойств поверхностных слоев, за счет
повышения ресурса элементов ГРМ, позволит создавать, совершенствовать и эксплуатировать авто-
тракторные ДВС, обладающие экологичностью, экономичностью, повышенным ресурсом и более
полной реализацией мощностных характеристик.