Previous Page  245 / 457 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 245 / 457 Next Page
Page Background

Материаловедение, динамика и прочность машин и механизмов

245

Успешное решение проблемы повышения износоустойчивости деталей узлов трения авто-

тракторных двигателей внутреннего сгорания (ДВС) связано с разработкой технологических процес-

сов формирования контактирующих поверхностных слоев с требуемыми, в условиях эксплуатации,

свойствами [1]. Это обусловлено тем, что при функционировании поверхностные слои деталей узлов

трения ДВС подвергаются интенсивным коррозионно-механическим и тепловым воздействиям [2].

Поэтому на практике используют поверхностное упрочнение, которое способствует возрастанию

твердости в поверхностном слое материала детали, что приводит к повышению его износостойкости

и усталостной прочности [3]. Однако при разработке (выборе) и применении технологических про-

цессов (методов) поверхностного упрочнения деталей узлов трения необходимо учитывать их эконо-

мическую, экологическую и эксплуатационную составляющие. Потому, что поверхностное упрочне-

ние связано с материальными затратами, нанесением ущерба окружающей среде, способствует сни-

жению трещиностойкости материала и особенно высокопрочных сталей. Следовательно, технологи-

ческий процесс упрочнения должен, наряду с повышением твердости конструкционного материала

детали, формировать поверхностный слой требуемой микроструктуры, химического состава, опти-

мальной вязкости и прочности для конкретных условий функционирования узла трения [4, 5]. Кроме

того, актуальность формирования, изучения физико-химических и триботехнических свойств по-

верхностных слоев обусловлена тем, что качество деталей узлов трения существенно зависит от этих

характеристик [6].

Одним из основных, ответственных и нагруженных механизмов ДВС является газораспреде-

лительный (ГРМ). Он своевременно наполняет цилиндры свежей горючей смесью и освобождает их

от отработавших газов, а его элементы испытывают значительные нагрузки, вызывающие их изнаши-

вание. В общем ГРМ состоит из: распределительных шестерен, распределительного вала, толкателей

штанг, коромысел, клапанов, пружин с деталями крепления и направляющих втулок. При вращении

распредвала кулачок набегает на толкатель и поднимает его вместе со штангой. Верхний конец штан-

ги надавливает на плечо коромысла, которое поворачиваясь на своей оси, вторым плечом нажимает

на стержень клапана и открывает отверстие впускного или выпускного канала в головке цилиндров.

Клапан состоит из: головки и стержня, а узкая, скошенная кромка нижней части головки, которой она

прилегает к гнезду, является рабочей поверхностью клапана. Её выполняют под углом 45° или 30° и

тщательно притирают к гнезду [7, 8].

В условиях эксплуатации клапаны подвергаются действию высоких температур, коррозии и

напряжений. Поэтому, во избежание коробления и обгорания, их изготавливают из специальных, до-

рогостоящих материалов: впускной − из хромистой стали, выпускной − из сильхромовой жароупор-

ной стали, что экономически нецелесообразно. Зубья винтовой шестерни, эксцентрик, кулачки и

опорные шейки стальных распредвалов, для уменьшения износа, подвергают поверхностной закалке

с нагревом токами высокой частоты.

Признаками плохого прилегания клапанов к гнездам являются: уменьшение компрессии и па-

дение мощности ДВС. Причинами неплотного прилегания клапанов являются: отложение нагара на

клапанах и гнездах; образование раковин на рабочих поверхностях (фасках) и коробление головки

клапана; поломка клапанных пружин; заедание клапанов в направляющих втулках; отсутствие зазора

между стержнем клапана и носком коромысла. Признаком неполного открытия клапана являются:

стуки в двигателе и падение его мощности. Это происходит в результате возникновения большого

зазора между стержнем клапана и носком коромысла. Поэтому причины и признаки, возникающих

неисправностей выявляются своевременным техническим диагностированием с последующим вы-

полнением необходимых технологических воздействий [9]. К общим неисправностям ГРМ относят:

поверхностный износ шестерен распредвала, толкателей, направляющих втулок, втулок и осей коро-

мысел и увеличение продольного смещения распредвала. Кроме того, не смотря на смещение оси

толкателей относительно кулачков, скошенности и выпуклости нижней поверхности толкателя, эти

элементы подвергаются интенсивному поверхностному изнашиванию. Это, при прочих равных усло-

виях, нарушает плотность прилегания клапанов к гнездам, что приводит к уменьшению компрессии,

падению мощности и возникновению периодических хлопков ДВС. Известно, что надежность и дол-

говечность деталей узлов трения обусловлены объемной и поверхностной прочностями конструкци-

онных материалов, используемых для их изготовления [6]. Причем, если в процессах объемного раз-

рушения накапливаются дефекты структуры конструкционного материала, вызывающие макроско-

пические разрушения детали, то в результате поверхностного разрушения накапливается значитель-

ное количество микроскопических разрушений. Отметим, что это обусловлено нестабильным состоя-

нием и избыточной энергией атомов, расположенных у поверхности, обладающих только односто-

ронними связями, в отличие от атомов кристаллической решетки внутри материала, находящихся в