Actual Problems in Machine Building. Vol. 4. N 3. 2017
Innovative Technologies
in Mechanical Engineering
____________________________________________________________________
22
показали, что поверхность обработанная УЗО с данной пленкой имеет более высокую
стойкость к схватыванию, чем поверхность без предложенной подготовки.
Как видно из рис. 6 на поверхности обрабатываемой детали после УЗО при данных
режимах обработки не наблюдается дисульфид молибденовой пленки. Это свидетельствует о
том, что необходимо подобрать другой режим нанесения и обработки для данного покрытия.
Выводы
Не все режимы нанесения обеспечили полное сохранение покрытия после УЗО.
Сохранность смазочных слоев на поверхности наблюдается у графитового покрытия.
Деформация данного покрытия ультразвуком привела к существенному повышению
качества покрытия: увеличивается прочность сцепления покрытия с основой, уменьшается
пористость приповерхностного слоя, снижается шероховатость поверхности, происходит
ориентация частиц графита в слое параллельном плоскости скольжения. Сравнительная
оценка поверхностей после УЗО с использованием графитового покрытия показала
улучшение свойств на схватывание по сравнению с УЗО без применения графита.
Для дисульфид молибденового состава требуется поиск оптимального режима
нанесения и воздействия ППД для получения пленки, обладающей высокой адгезией к
поверхности трения.
Список литературы
1.
Крагельский И.В., Алисина В.В.
Трение, изнашивание и смазка. В 2 кн. Кн. 1:
справочник. – М.: Машиностроение, 1978. – 400 с.
2.
Дроздов Ю.Н., Павлов В.Г., Пучков В.Н.
Трение и износ в экстремальных условиях. –
М.: Машиностроение, 1986. – 223 с.
3.
Брейтуэйт Е.Р.
Твердые смазочные материалы и антифрикционные покрытия. – М.:
Химия, 1967. – 342 с.
4.
Сентюрихина Л.Н., Опарина Е.М.
Твердые дисульфид молибденовые смазки. – М.:
Химия, 1966. – 152 с.
5.
Цеев Н.А., Козелкин В.В., Гуров А.А.
Материалы для узлов сухого трения,
работающих в вакууме. – М.: Машиностроение, 1986. – 188 с.
6.
Пучков В.Н., Семенов А.П.
Твердые смазки: опыт применения и перспективы //
Трение и смазка в машинах и механизмах. – 2007. – № 11. – С. 36–47.
7.
Панов В.В., Панок К.К.
Смазочные масла в современной технике. – М.: Наука, 1965.
– 130 с.
8.
Фукс И.Г.
Добавки к пластичным смазкам. – М.: Химия, 1982. – 248 с.
9.
Виппер А.Г., Виленкин А.В., Гайспер Д.А.
Зарубежные масла и присадки. – М.:
Химия, 1981. – 192 с.
10.
Фролов К.В.
Современная трибология. Итоги и перспективы. – М.: ЛКИ, 2008. –
480 с.
11.
Бабичев А.П., Иванов В.В., Булгаков Я.С.
Исследование коэффициента трения,
износостойкости и микро/нанопрофиля поверхности вибрационного механохимического
покрытия дисульфида молиблена // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и
технологии. – 2011. – № 1. – С. 35–40.
12.
Одинцов П.Г.
Упрочнение и отделка деталей поверхностным пластическим
деформированием: справочник. – М.: Машиностроение, 1987. – 328 с.