Table of Contents Table of Contents
Previous Page  18 / 126 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 18 / 126 Next Page
Page Background

Actual Problems in Machine Building. Vol. 4. N 3. 2017

Innovative Technologies

in Mechanical Engineering

____________________________________________________________________

18

УДК 621.9.048.6

ПОВЫШЕНИЕ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ДЕТАЛЕЙ КОМБИНИРОВАННЫМ

МЕТОДОМ

О.И. АНИЩЕНКО, магистрант

(НГТУ, г. Новосибирск)

Анищенко О.И

- 630073 г. Новосибирск, пр. К.Маркса, 20,

Новосибирский государственный технический университет,

e-mail

:lesjaani@mail.ru

С целью повышения качества покрытия, производительности труда и экономии

твердой смазки, твердое смазочное покрытие наносилось со связующим веществом на

основе фенолформальдегидной смолы. Данное покрытие было нанесено комбинированным

способом с применением ультразвуковой упрочняющей обработки, которая позволяет

получать на поверхности регулярный микрорельеф, покрытый тонкой пленкой,

образованной модификаторами трения. Деформация данного покрытия ультразвуком

привела к существенному повышению качества покрытия: увеличивается прочность

сцепления покрытия с основой, уменьшается пористость приповерхностного слоя, снижается

шероховатость поверхности, происходит ориентация частиц твердой смазки параллельно

плоскости скольжения-«приработка» покрытия.

Ключевые слова:

смазочная композиция, графит, дисульфид молибдена,

ультразвуковая обработка, пленка, регулярный микрорельеф.

Введение

Большое количество исследований, посвященных вопросу обкатки и приработки

различных агрегатов автомобилей, свидетельствует о том, что эта технологическая операция

играет весьма важную роль в повышении их надежности и улучшении экономических

показателей в эксплуатации. В результате приработке поверхностей трения имеет место, как

правило, более интенсивное изнашивание трущихся поверхностей и повышенное

тепловыделение, сопровождающееся как изменением физико-механических свойств

поверхностных слоев материала, так и изменением микрогеометрии поверхностей [1].

С целью снижения износа за время приработки и повышения срока службы машин

можно применять присадки [2]. Они являются лучшим средством влияния на физико-

химические и механические процессы при фрикционном контакте. Одними из таких

присадок являются твердые смазки, к которым относятся дисульфид молибдена и графит.

Они могут не принадлежать ни одному из элементов пары трения (в виде порошка), могут

входить как наполнитель композиционного материала или использоваться в качестве

покрытия одного или двух элементов пары трения [3-10].

Дисульфид молибдена и графит обладает слоистой структурой, в котором есть

«прочные» и «плотные» слои, в достаточно большой степени удаленные друг от друга. Такие

свойства твердосмазочного покрытия обеспечивают «легкое» скольжение трущихся

поверхностей относительно друг друга, существенно снижая коэффициент трения и

изнашивания пары трения. Высокая адгезия графита к металлам обусловлена прочными

молекулярными связями, образуемыми атомами серы с металлом. Дисульфид молибдена

имеет гексагональную слоистую решетку в форме призматического шестигранника. Такое

строение кристаллической решетки обеспечивает наличие важных для смазочных

материалов высоких адгезионных свойств [11].