Actual Problems in Machine Building. Vol. 4. N 3. 2017
Innovative Technologies
in Mechanical Engineering
____________________________________________________________________
18
УДК 621.9.048.6
ПОВЫШЕНИЕ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ДЕТАЛЕЙ КОМБИНИРОВАННЫМ
МЕТОДОМ
О.И. АНИЩЕНКО, магистрант
(НГТУ, г. Новосибирск)
Анищенко О.И
- 630073 г. Новосибирск, пр. К.Маркса, 20,
Новосибирский государственный технический университет,
С целью повышения качества покрытия, производительности труда и экономии
твердой смазки, твердое смазочное покрытие наносилось со связующим веществом на
основе фенолформальдегидной смолы. Данное покрытие было нанесено комбинированным
способом с применением ультразвуковой упрочняющей обработки, которая позволяет
получать на поверхности регулярный микрорельеф, покрытый тонкой пленкой,
образованной модификаторами трения. Деформация данного покрытия ультразвуком
привела к существенному повышению качества покрытия: увеличивается прочность
сцепления покрытия с основой, уменьшается пористость приповерхностного слоя, снижается
шероховатость поверхности, происходит ориентация частиц твердой смазки параллельно
плоскости скольжения-«приработка» покрытия.
Ключевые слова:
смазочная композиция, графит, дисульфид молибдена,
ультразвуковая обработка, пленка, регулярный микрорельеф.
Введение
Большое количество исследований, посвященных вопросу обкатки и приработки
различных агрегатов автомобилей, свидетельствует о том, что эта технологическая операция
играет весьма важную роль в повышении их надежности и улучшении экономических
показателей в эксплуатации. В результате приработке поверхностей трения имеет место, как
правило, более интенсивное изнашивание трущихся поверхностей и повышенное
тепловыделение, сопровождающееся как изменением физико-механических свойств
поверхностных слоев материала, так и изменением микрогеометрии поверхностей [1].
С целью снижения износа за время приработки и повышения срока службы машин
можно применять присадки [2]. Они являются лучшим средством влияния на физико-
химические и механические процессы при фрикционном контакте. Одними из таких
присадок являются твердые смазки, к которым относятся дисульфид молибдена и графит.
Они могут не принадлежать ни одному из элементов пары трения (в виде порошка), могут
входить как наполнитель композиционного материала или использоваться в качестве
покрытия одного или двух элементов пары трения [3-10].
Дисульфид молибдена и графит обладает слоистой структурой, в котором есть
«прочные» и «плотные» слои, в достаточно большой степени удаленные друг от друга. Такие
свойства твердосмазочного покрытия обеспечивают «легкое» скольжение трущихся
поверхностей относительно друг друга, существенно снижая коэффициент трения и
изнашивания пары трения. Высокая адгезия графита к металлам обусловлена прочными
молекулярными связями, образуемыми атомами серы с металлом. Дисульфид молибдена
имеет гексагональную слоистую решетку в форме призматического шестигранника. Такое
строение кристаллической решетки обеспечивает наличие важных для смазочных
материалов высоких адгезионных свойств [11].