Table of Contents Table of Contents
Previous Page  36 / 142 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 36 / 142 Next Page
Page Background

Actual Problems in Machine Building. Vol. 4. N 1. 2017

Innovative Technologies

in Mechanical Engineering

____________________________________________________________________

36

высокая жесткость головок и стержня;

минимальная масса и габариты (размеры шатуна не должны препятствовать его

проходу через цилиндр при сборке двигателя);

простота и технологичность конструкции.

Для изготовления шатунов бензиновых двигателей используются углеродистые или

легированные стали 45, 45Г2, 40Г, 40Х, 40ХН, 40Р, а для дизельных двигателей –

высокопрочные легированные стали 18Х2Н4МА, 18Х2Н4ВА, 40ХНЗА, 40Х2МА и др.

Шатуны могут отливаться, также, из высокопрочных титановых сплавов или

композитных материалов.

При многократном действии нагрузок в местах, где имеется резкое повышение

напряжений вследствие наличия отверстий, выточек пустот, включений, трещин и т. д.,

происходят внезапные изломы усталостного разрушения.

Основными дефектами шатунов являются трещины, изгиб и скручивание тела шатуна,

износ отверстий в головах шатуна под втулку и вкладыши, повреждения плоскостей разъема

шатуна и опорных поверхностей под головки и гайки шатунных болтов, дефекты резьбовых

отверстий в теле шатуна, износ втулок верхних головок и баббитовой заливки нижних

головок шатуна.

Выносливость металлов и сплавов зависит от их природы, характера обработки,

состояния поверхности, условий эксплуатаций и т. п. На предел выносливости большое

влияние оказывает неоднородность металла. В металле всегда могут присутствовать

трещины, неметаллические включения, газовые пузыри, пустоты, которые при нагрузках

вызывают общую концентрацию напряжений [2].

Кроме указанных факторов на долговечность деталей также влияют:

1)структурное состояние, термическая обработка;2)состояние поверхностного слоя; 3)

температурой и средой испытания; 4) масштабным фактором; 5) частотой нагружения; 6)

концентрацией напряжений; 7) асимметрией цикла нагружения; 8) вида напряженного

состояния; 9) контактного трения.

Качество поверхностного слоя во многом определяется технологией изготовления

деталей. Среди финишных методов обработки, позволяющих сформировать сочетание

микрогеометрии и физико-механических свойств, являются методы поверхностного

пластического деформирования.

Теория

Поверхностное пластическое деформирование

Поверхностное пластическое деформирование (ППД) — это метод обработки деталей

без снятия стружки, при котором пластически деформируется только поверхностный слой

деталей. В результате ППД уменьшается шероховатость поверхности, увеличивается

твердость (микротвердость) металла, в поверхностном слое детали возникают сжимающие

остаточные напряжения.

Достоинством ППД является технологическая универсальность и экономичность

метода. По характеру взаимодействия инструмента с деталью методы ППД подразделяется

на статические и ударные.

Статическое ППД осуществляется перемещением инструмента вдоль обрабатываемой

поверхности с постоянной или закономерно изменяющейся силой деформирования или

глубиной внедрения.

Ударное ППД осуществляется нанесением инструментом случайно распределенных

или регулярных ударов по детали.