Table of Contents Table of Contents
Previous Page  120 / 142 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 120 / 142 Next Page
Page Background

Actual Problems in Machine Building. Vol. 4. N 1. 2017

Materials Science

in Machine Building

____________________________________________________________________

120

их поверхность [1]. Наиболее перспективными методами упрочнения и восстановления,

позволяющими радикально улучшить свойства поверхностей, являются методы наплавки.

Кроме того, упрочнение методами наплавки оказывается экономически эффективным,

поскольку ресурс работы деталей преимущественно определяется долговечностью

покрытий, которая зависит от способа покрытия [2-4].

Практически все процессы изнашивания, коррозии, роста усталостных трещин (и

т.д.), приводящие к отказам изделий, начинаются с поверхности и определяются свойствами

относительно тонкого поверхностного слоя. Наплавка является одним из основных методов

создания покрытий с целью получения специальных свойств на поверхности изделий, а

также восстановления изношенных деталей машин [5-7]. Это позволяет решать одну из

важнейших задач обеспечения оптимального соотношения свойств поверхности и объема

материала. В данном случае отпадает необходимость использования объемно-легированных

материалов и появляется возможность в известной степени решить кардинальную задачу

машиностроения – повышение надежности и долговечности деталей в условиях

эксплуатации.

Получили развитие научные исследования и практические разработки в области

наплавки композиционных покрытий, упрочненных частицами карбидов, боридов и других

высокотвердых и высокомодульных фаз. Такие покрытия эффективно работают в условиях

сильного абразивного износа и применяются в различных областях промышленности [8-11].

Целью настоящей работы являлся анализ результатов исследования механических и

трибологических свойств слоя, сформированного на стали Hardox 450 электродуговой

наплавкой порошковой проволоки системы

Fe-С-Ni-B

и модифицированного облучением

высокоинтенсивным импульсным электронным пучком.

Материал и методика исследования

В качестве материала основы использовали сталь марки Hardox 450 ((вес. %): 0,19

С

;

0,70

Si

; 1,6

Mn

; 0,025

P

; 0,010

S

; 0,25

Cr

; 0,25

Ni

; 0,25

Mo

, 0,004

B

; остальное –

Fe

). Она

характеризуется низким содержанием легирующих элементов, вследствие чего хорошо

сваривается и обрабатывается. Благодаря специальной системе закалки листов, суть которой

заключается в быстром охлаждении прокатанного листа без последующего отпуска,

достигается мелкозернистая структура стали и ее высокая твердость. Благодаря этому сталь

эффективно противостоит большинству видов износа. Наплавку упрочняющего слоя

осуществляли методом MIG/MAG (Metal Inert Gas / Metal Active Gas – дуговая сварка

плавящимся металлическим электродом с автоматической подачей присадочной проволоки)

в среде газа (

Ar

– 98 %,

CO

2

– 2%) при сварочном токе 250 – 300 A и напряжении (30 – 35) В.

В качестве наплавляемого электрода использовали порошковую проволоку следующего

химического состава (вес. %): 0,7

C

; 2,0

Mn

; 1,0

Si

; 2,0

Ni

; 4,5

B

; остальное –

Fe

.

Модифицирование наплавленного слоя осуществляли, облучая поверхность

высокоинтенсивным электронным пучком на установке «СОЛО» [12] в режиме плавления и

высокоскоростной кристаллизации в два этапа: параметры пучка электронов на первом

этапе – плотность энергии пучка электронов в импульсе

E

S

= 30 Дж/см

2

; длительность

импульсов

= 200 мкс; количество импульсов

N

= 20; на втором этапе

E

S

= 30 Дж/см

2

;

= 50

мкс;

N

= 1. Режимы облучения были выбраны исходя из результатов расчета температурного

поля, формирующегося в поверхностном слое материала при облучении в одноимпульсном

режиме [13]. Трибологические испытания модифицированной поверхности осуществляли на

трибометре «CSEM Tribometer High Temperature

S/N

07-142», CSEM Instruments; контртело –

шарик диаметром 2 мм из твердого сплава ВК6, скорость износа оценивали по площади

поперечного сечения трека износа, используя 3D-профилометр MICRO MEASURE 3D