Table of Contents Table of Contents
Previous Page  113 / 142 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 113 / 142 Next Page
Page Background

Актуальные проблемы в машиностроении

. Том 4. № 1. 2017

Материаловедение

в машиностроении

____________________________________________________________________

113

ниже, а механические свойства – выше, чем при комнатной температуре. Таким образом, Al–

Si-сплавы – самая удачная основа для разработки «летающих материалов».

Медь, также как и кремний, является важнейшим легирующим элементом алюминия.

Сплавы системы Al–Si–Cu широко применяются в машиностроении как конструкционные

материалы и их свойства постоянно повышаются [7]. Ранее авторским коллективом [8]

подробно изучались сплавы Al–Cu, чтобы определить возможность использования Cu в

новых композициях легких сплавов с контролируемым тепловым расширением.

Большой предшествующий опыт изучения теплового расширения сплавов Al–Si и Al–

Cu позволяет утверждать, что они могут иметь широкий спектр ТКЛР (от 22 до 11·10

-6

К

-1

),

величина которого, в первую очередь, определяется содержанием легирующих элементов

[9]. Кроме того, важное значение имеют условия получения сплавов, например, скорость

кристаллизации. По данным многих исследователей быстрое охлаждение расплава, а также

высокие скорости охлаждения алюминиевых сплавов в процессе кристаллизации

способствуют улучшению параметров микроструктуры и благоприятно влияют на физико-

механические свойства, в том числе и на ТКЛР[10-13].

Поэтому,

целью настоящей работы

являлось исследование возможности уменьшения

ТКЛР алюминиевых сплавов за счет совместного легирования элементами, ТКЛР которых

меньше, чем у алюминия, такими как кремний и медь (α

Si

= 2,4·10

-6

К

-1

,

Cu

= 16,1∙10

-6

К

-1

).

Учитывались также условия приготовления сплавов, а именно – скорость кристаллизации.

Методика экспериментального исследования

Сплавы готовили в лабораторных условиях в печах с силитовыми нагревателями,

исключающими наведение магнитного поля, с соблюдением всех правил подготовки шихты

и ведения плавки. Легирующие добавки вводили в виде металлов и лигатур. После

растворения легирующих элементов проводили заливку металла с разной скоростью

кристаллизации: в алюминиевый кокиль (~ 20 ºС/с) и между двумя медными плитами –

имитация жидкой штамповки (~ 100 ºС/с). Высокая скорость кристаллизации применялась с

целью фиксации пересыщенного твердого раствора водорода в Al, так как, согласно [14–16],

в жидком Al при температуре кристаллизации содержание водорода гораздо больше, чем в

твердом. Кроме того, при высоких скоростях кристаллизации силуминов происходит

измельчение в их структуре кристаллов первичного и эвтектического кремния, а также

частиц CuAl

2

. При этом улучшается технологичность сплавов, т.к. предельная степень

деформации до разрушения при нагреве силуминов определяется их микроструктурой, в

первую очередь, количеством и размерами кристаллов первичного кремния, а также

дисперсностью эвтектики [17].

Из полученных слитков изготавливали образцы для дилатометрического

исследования. ТКЛР определяли с помощью дифференциального оптического

фоторегистрирующего дилатометра системы Шевенара в интервале температур испытания

50–450 ºС, погрешность определения составляла ± 0,1 · 10

-6

К

-1

. Особенности теплового

расширения силуминов, закристаллизованных с различной скоростью, изучали, сравнивая с

алюминием А7, полученным по общепринятой технологии – заливкой в алюминиевый

кокиль [18, 19].

Результаты и обсуждение

Авторами исследованы сплавы алюминия, содержащие от 1 до 50% Si, залитые с

разной скоростью кристаллизации. Результаты определения ТКЛР сплавов приведены в