Table of Contents Table of Contents
Previous Page  112 / 142 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 112 / 142 Next Page
Page Background

Actual Problems in Machine Building. Vol. 4. N 1. 2017

Materials Science

in Machine Building

____________________________________________________________________

112

УДК 669.715.046.516.2

СОВМЕСТНОЕ ВЛИЯНИЕ ЛЕГИРОВАНИЯ И УСЛОВИЙ

КРИСТАЛЛИЗАЦИИ НА ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ

И ТЕПЛОВОЕ РАСШИРЕНИЕ ЛИТЫХ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ

М.В. ПОПОВА

1

, доктор техн. наук, профессор

М.А. МАЛЮХ

1

, соискатель

Н.Б. ЛАВРОВА

2

, ст. преподаватель

(

1

СибГИУ, г. Новокузнецк,

2

СФУ, г. Красноярск)

Малюх М.А.

– 654007, г. Новокузнецк, ул. Кирова, 42,

Сибирский государственный индустриальный университет,

e-mail:

starostina_ma1976@mail.ru

Представлены результаты исследований влияния легирования и условий

кристаллизации на температурный коэффициент линейного расширения (ТКЛР, α) сплавов

алюминия с кремнием и медью в интервале температур испытания 50–450 ºС. Показано, что

высокоскоростная кристаллизация повышает технологичность и уменьшает ТКЛР двойных

силуминов Al–(5-20)%Si в интервале 50–100ºС, а также делает менее выраженной аномалию

теплового расширения в интервале 250–350 ºС для доэвтектических сплавов. Установлено,

что тройные сплавы Al–Si–Cu имеют более низкий ТКЛР, чем двойные сплавы Al–Si и Al–

Cu сравнимых концентраций. Результаты исследований могут быть использованы для

получения легких сплавов с контролируемым тепловым расширением.

Ключевые слова:

алюминий, сплавы алюминий-кремний, сплавы алюминий-медь,

температурный коэффициент линейного расширения, кристаллизация, легирование.

Введение

Достижения Российской авиационной и ракетно-космической техники, атомной

энергетики, которые сегодня находятся на передовом мировом уровне, связаны с успехами в

разработке алюминиевых сплавов. Дальнейшая разработка и реализация «прорывных»

технических проектов в самолетостроении, двигателестроении и других отраслях (в том

числе создание гиперзвуковых прямоточных ракетных двигателей, многоразовых

аэрокосмических самолетов) будет, прежде всего, определяться возможностями материалов

[1]. Для обеспечения весового совершенства конструкций, их повышенной надежности и

ресурса необходима разработка новых алюминиевых сплавов, обладающих свойствами,

обеспечивающими надежность и безопасность эксплуатации конструкции.

Для космического приборостроения необходимо сочетание высокой стабильности

размеров в широком интервале температур, коррозионной стойкости и малого удельного

веса, так как облегчение выводимых на орбиту конструкций и приборов способствует

значительной экономии топлива [2, 3].

Этим требованиям отвечают сплавы Al с Si, так как Al – легкий и пластичный металл,

обладающий хорошей коррозионной стойкостью. ТКЛР у него достаточно велик (α

0-100

=

23,8·10

-6

К

-1

), однако легированием кремнием его можно значительно снизить [4]. Эти

сплавы немагнитны, характеризуются хорошими литейными свойствами и герметичностью

[5, 6]. Большое их достоинство в том, что при понижении температуры ТКЛР становится