Актуальные проблемы в машиностроении. 2016. №3
Инновационные технологии
в машиностроении
____________________________________________________________________
17
УДК: 621.793.002.612
ПРОБЛЕМЫ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛОПАТОК ПОСЛЕДНИХ СТУПЕНЕЙ
ПАРОВЫХ ТУРБИН ПОСЛЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА
А.М. ФИЛИППОВ
1
, нач. службы металлов
Е.О. ГОЛИКОВА
1
, инженер
А.Н. СИДОРОВ
2
, директор
А.С. АЗИН
2
, нач. лаб. неразрушающего контроля
(
1
ПАО «Т плюс», г. Екатеринбург,
2
ООО «Экспертиза ПБ», г. Пермь)
Филиппов А.М. –
620014 г. Екатеринбург, ул. Московская, 16, оф. 212,
Инженерно-технический центр Свердловской области ПАО «Т Плюс»,
e-mail:
Len103126@yandex.ruСуществующие технологии ремонта изношенных лопаток последних ступеней
паровых турбин не обеспечивают их высокую эксплуатационную надежность. Повреждения
лопаток происходят после ремонта методом наплавки изношенных кромок с установкой
защитных пластин в местах приварки пластин, по наплавкам, по отверстиям под
демпферную проволоку. Наиболее распространенными причинами повреждений являются
усталость металла и отсутствие необходимой термообработки перед ремонтом. Рассмотрены
характерные случаи повреждений лопаток после восстановительного ремонта.
Рекомендованы мероприятия по улучшению эксплуатационных свойств после ремонта.
Ключевые слова
: лопатки паровых турбин, ремонт, наплавка, повреждения,
усталость металла, эксплуатационные свойства.
Введение
В связи с распространением технологий восстановления изношенных лопаток
паровых турбин возникает вопрос о надежности и эксплуатационной долговечности лопаток
после проведенного ремонта. Технологии ремонта преимущественно схожи и заключаются в
наплавке мест эрозионного износа с усилением входных кромок наварными защитными
стеллитовыми пластинками [1, 2]. Однако в ходе эксплуатации лопаток после ремонта
возникают повреждения в местах приварки пластин (рис.1.), по наплавкам, по разгрузочным
отверстиям.
Рис. 1.
Внешний вид лопатки с трещиной между защитных пластин